При работе с детьми с особенностями развития воспитатели сталкиваются с целым рядом трудностей: недостаток знаний, опыта, отсутствие понимания того, окупятся ли затрачиваемые усилия и т. д. Разберём 3 важнейших момента, касающихся инклюзии в ДОУ.
1. Основные проблемы инклюзии
Две главные трудности, с которыми может столкнуться ребёнок с особенностями в развитии в детском саду – это изоляция и неорганизованная среда.
Изоляция – это отсутствие положительного социального контакта со сверстниками. «Изолированные» детки особенно ярко выделяются из общей массы в моменты свободных игр или прогулок.
Под проблемой среды можно понимать не только профессиональную неподготовленность воспитателей. Это могут быть и протесты среди родителей, в сознании которых до сих пор остаются устаревшие стереотипы об особенных детках.
2. Налаживание взаимодействия
Дети, находящиеся в обществе аутичного ребёнка, должны знать о его особенностях. Знакомить воспитанников с такими понятиями лучше постепенно – воспитателю нужно донести, что особенности развития мозга так же обычны и приемлемы, как физические различия между людьми, например, рост или цвет волос.
Чтобы детям было легче взаимодействовать с ребёнком с РАС, объясните им простые правила:
Доносить эту информацию до детей также стоит постепенно, в доступном формате. Не забывайте о позитивном подкреплении.
3. Наставник
Чтобы воспитанник с РАС быстрее вливался в коллектив, за ним закрепляют наставника – типично развивающегося ребёнка из числа сверстников. В качестве наставников обычно выбирают активных, спокойных и эмпатичных деток.
Правильно организованная инклюзия полезна не только ребёнку с РАС. Она учит детей терпимости и повышает уровень эмпатии, помогает учиться принимать на себя ответственность и уделять внимание окружающим, улучшает навыки общения.
Фото: Минпросвещения России
Источник информации: Педсовет