Logo3

Как работать с особенными детьми: 4 сценария инклюзии

Inkluziya

Ребёнок с особыми потребностями в обычном школьном классе сегодня не редкость, но многие родители и педагоги до сих пор не знают, как правильно общаться с таким учеником и каким образом выстроить для него дружелюбную атмосферу в коллективе.

Чаще всего ситуация развивается по одному из 4 сценариев:

Игнорирование. Ребёнок с ОВЗ становится «невидимкой». Никто не проявляет к нему агрессию, но и не стремится набиваться в друзья или просто поговорить. Неблагоприятный, но не худший вариант развития событий, особенно если речь идёт о ребёнке с личным тьютором, который способен компенсировать ему недостаток общения.

Полное непринятие. Ребёнок становится изгоем, на которого негативно реагируют и одноклассники, и педагоги. Такой сценарий – не редкость для детей с тяжелыми нарушениями поведенческо-эмоциональной сферы: агрессивностью, импульсивностью и т. д. Очень часто школа старается подтолкнуть родителей такого ребёнка к переводу его на «изолированные» формы обучения.

Принятие. Дети фактически не обращают внимания на специфику развития одноклассника и по большей части относятся к нему так же, как к другим сверстникам. Педагоги предъявляют к ученику те же требования, что и к остальным, если это не касается специфики его здоровья.

Полное принятие. Идеальный вариант, при котором дети и педагоги полностью осознают особенность ребёнка и помогают ему преодолевать возникающие трудности. Увы, встречается нечасто.

Чтобы вывести атмосферу в коллективе на уровень 4-го или хотя бы 3-го сценария, педагогу необходимо чётко понимать: любые его эмоциональные и когнитивные установки передадутся всему классу. Если ученик с ОВЗ вызывает у учителя раздражение, скрыть это фактически невозможно, и уже вскоре такой ребёнок станет «козлом отпущения», винимым во всех бедах.

Тем педагогам, которым предстоит работа в инклюзивном классе, стоит заранее позаботиться о развитии нужных компетенций. Обратитесь к администрации школы с просьбой организовать для вас обучение, чтобы чувствовать себя уверенно в классе с особенным ребёнком.

Фото: Минпросвещения России
Источник информации: Мел


Назад