Ответ у доски – настоящее испытание для многих школьников. Поговорим о том, как педагогу не сформировать у детей страх публичных выступлений и какие причины мешают ученикам уверенно чувствовать себя на занятии.
Причина 1: Ребёнок боится не оправдать ожиданий родителей
Дома он всегда самый лучший, умный и замечательный – мама с папой в восторге от его чтения и рисунков, они хвалят его за любой успех. В этом нет ничего плохого, но когда такой ребёнок попадает в коллектив, где учитель начинает требовать от него слишком многого или позволяет себе шутки в его адрес – это сильнейшим образом ударяет по самооценке.
Решение
Поговорите с учеником тет-а-тет о его страхах. Если он опасается не оправдать ожидания родителей, заверьте ребёнка, что оценку всегда можно исправить.
Покажите ученику, что ошибаться может каждый и подавайте пример спокойного отношения к ошибкам. Мягко поговорите с родителями и попросите их посодействовать вам.
Причина 2: Ребёнок боится оценки одноклассников
Токсичная обстановка в классе – не редкость, и ученики часто используют любую возможность, чтобы задеть однокашников. Классический пример – смешки и «подколы» в адрес ученика, который пытается рассказать выученный стих хоть сколько-нибудь эмоционально.
Результатом таких насмешек часто становится стеснение, которое парализует ученика. В итоге вместо того, чтобы выдать внятный ответ, ребёнок впадает в ступор, даже если хорошо знает материал.
Решение:
Проанализируйте отношения в классе и определите роль стеснительного ребёнка в его «иерархии». Поддерживайте ученика морально, не торопите его и не принуждайте к ответу. Если речь идёт о ребёнке со статусом изгоя, обратитесь за поддержкой к школьному психологу.
Причина 3: Ребёнок стесняется публичных выступлений в целом
Не обязательно иметь негативный опыт, чтобы недолюбливать публичные выступления. Многим детям трудно «держать ответ» перед группой сверстников просто в силу характера или темперамента.
Решение:
Попросите психолога провести необходимые тесты и оценить способность ученика к публичным ответам. Старайтесь вызывать ребёнка к доске тогда, когда уровень его тревожности наиболее низок: к примеру, перед ответом проведите небольшую физкультминутку или дыхательную гимнастику.
Альтернативный вариант – смена образовательной среды в классе. Уберите парты, поставьте мягкие пуфы, разрешите взять с собой на урок напитки и снеки, прервитесь на перекус во время занятия. Это поможет разрядить атмосферу и сделать её более дружелюбной.
Фото: Минпросвещения России
Источник информации: Педсовет