По статистике 64% российских учителей начальной школы сталкиваются с нарушениями дисциплины на уроке, а ещё 15% педагогов регулярно встречаются с отказом от выполнения заданий и игнорированием своих просьб. И хотя большинство специалистов достаточно компетентны, чтобы бороться с проявлениями трудного поведения, многим из них недостаёт знаний о его причинах.
Современная психология рассматривает детскую агрессию или девиантные поступки не как непреложные черты ребёнка, а лишь как реакцию на определённые действия. Это помогает сместить акцент с личности и найти конструктивное решение проблемы.
Иногда оно вызвано ситуативными факторами: проблемами с учебной мотивацией, стрессами, социальным давлением и т. д.
Находясь под постоянным давлением раздражителей, мозг ребёнка начинает буквально работать хуже: страдают его восприятие, память, внимание, мышление. При этом особенно ярко может проявляться гиперактивность.
Ребёнок может проявлять гнев как ответную реакцию на целый ряд внешних и внутренних раздражителей. К примеру, немотивированная агрессия часто встречается у детей с депрессией, а также у страдающих от переутомления или фрустрации.
Детские конфликты, в которых один или оба участника проявляют агрессию, нужно обязательно пресекать, параллельно обучая ребёнка способности управлять своим гневом, выражать эмоции более приемлемым способом. Работать с конфликтами и проговаривать способы их решения нужно поэтапно: сначала – пресечь агрессивное поведение, затем, когда стороны немного «поостынут» – вернуться к ситуации и обсудить её в спокойном ключе.
Помните, что при работе с проявлениями трудного поведения в большинстве случаев не удаётся устранить корень проблемы. Чтобы найти истинное решение, необходимо дойти до сути внутреннего или межличностного конфликта, раскрыть и устранить его.
Источник информации: Мел
Фото: pixabay.com