В пресс-центре Минпросвещения России состоялась диалоговая площадка «Новая философия воспитания: горизонты развития», в которой приняли участие представители Российского детско-юношеского центра, профессора, преподаватели ведущих педагогических вузов РФ, эксперты профильных ведомств.
Одной из главных тем обсуждения стала роль советников директоров по воспитанию в развитии единого воспитательного пространства в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. Александр Кудряшов, директор Российского детско-юношеского центра, подчеркнул, что воспитание подрастающего поколения является важнейшим направлением государственной политики РФ.
«Для консолидации усилий в этой деятельности в каждом субъекте по инициативе региональных команд проекта «Навигаторы детства» при участии экспертного сообщества, партнеров и органов власти проводятся стратегические сессии и научно-практические конференции, которые позволяют, с одной стороны, обменяться существующими воспитательными практиками, а с другой стороны, разработать новые результативные механизмы и инструменты, которые способствуют качественному взаимодействию с детским, родительским и педагогическим сообществами и достижению общих результатов на благо системы образования и воспитания всей страны», – заявил он.
Важную роль в системе воспитания также играют общественные организации и движения. При этом ключевой задачей советника директора является грамотно выстроенное с ними сотрудничество. О теоретических и практических аспектах такого взаимодействия рассказала советник по методическому обеспечению правления Движения Первых, кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования РФ Лариса Львова.
«Все мы активные участники системы воспитания, возрождаемой совместными усилиями образования, движения детей и молодежи, культуры, спорта, молодежной политики, детского отдыха, родительских, ветеранских сообществ на основе государственных приоритетов поддержки детства. Созидать вместе с детьми должны все вместе – советник по воспитанию и наставник первички Движения Первых», – сказала она.
По мнению Бориса Куприянова, доктора наук и ведущего научного сотрудника научно-исследовательского финансового института Минфина России, есть ряд необходимых условий для развития ученического самоуправления. Сегодня в центре традиционных ориентиров отечественной системы воспитания стоят детско-взрослые отношения, где взрослый является старшим товарищем. В сравнении с предыдущим этапом развития воспитания, эта идея новаторская, поскольку раньше педагог стоял значительно выше.
Людмила Савинова, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена рассказала о возможностях методик, используемых в рамках программы «Орлята России» – одного из флагманских проектов, который Росдетцентр реализует при поддержке Минпросвещения РФ.
«Важно, чтобы младший школьник, который только начинает учебу, увидел интересную школьную жизнь, возможности и открывающиеся перспективы, почувствовал вовлеченность. Программа «Орлята России» позволяет ему включиться в деятельность, которая несет радость и пользу окружающим», – поведала Савинова.
Проект «Навигаторы детства» реализуется в России четвертый год. Советники директоров – это более 37 тысяч педагогов в почти 30 тысячах школ и трех тысячах организаций СПО во всех 89 российских регионах и городе Байконуре.
Диалоговая площадка «Новая философия воспитания: горизонты развития» состоялась 13 ноября. Ее организатором выступает Росдетцентр при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках единых организационно-методических мероприятий, проводимых региональными ресурсными центрами Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в субъектах РФ в 2024 году.
Фото: Росдетцентр