5 вредных убеждений педагога

В любой профессии существуют негативные убеждения, которые буквально мешают людям работать лучше. Рассмотрим топ-5 таких фраз, сформулированных просветителем и публицистом Светланой Моториной для профессии педагога.

1. «Вас много, а я одна»
Увы, педагог, как и лектор, тренер и любой другой публично выступающий человек, должен уметь держать фокус аудитории на себе, сколько бы в ней ни было людей. Очень часто, на уроках учителей, у которых «хромает дисциплина» или «что-то с учениками», можно наблюдать очевидное отсутствие базового, самого важного навыка – умения держать на себе фокус внимания. И лишь в 1 из 10 случаев –проблема в девиантных детях, когда с учениками, действительно, «что-то не так».

В чем проявляется отсутствие навыка держать фокус:
– начинать говорить, не убедившись, что все глаза устремлены в сторону преподавателя,
– давать важную инструкцию, когда кто-то шепчется,
– говорить и в этот же момент раздавать листочки,
– не владеть набором приёмов фокусировки внимания,
– не учитывать базовые знания о том, как работает детский мозг, сколько он может быть в фокусе, как часто, когда и как переключать внимание, менять виды деятельности.
Как только педагог обращает на это своё внимание (это особенно видно, если самого себя снимать и просматривать), все быстро меняется, дисциплина приходит, и с учениками, уже, всё нормально.

2. «Я не аниматор, чтобы делать интересно»
Придумать и провести живой урок, привязанный к реальной жизни – это истинная педагогика, и она не имеет ничего общего с анимацией. Это не про «песни и пляски», «развлечения и шутки» (хотя от шутки никакого вреда уроку не будет). Совершенно напротив, построение такого урока, на котором бы «мозги дымились», не имеет ничего общего с развлечением. После такого урока дети, как правило, выходят с хорошей рабочей усталостью. Вот это, как раз, называется «сделать интересно».

3. «Я только за знания отвечаю, воспитывает пусть семья»
Безусловно, базис ценностей закладывает семья, однако обучение тесно связано с воспитанием. Многие исследования подтверждают, что отношения в классе являются решающим фактором, влияющим на успешность в учёбе. Но воспитание – не есть наставления или чтение моралей. Педагог, как значимый взрослый, воспитывает буквально каждым своим словом. Утверждение, что для воспитания следует выделять специальные классные часы или уроки о важном, а на уроках только обучать – ошибочно. Все 45 минут урока учитель, в том числе, воспитывает.

На протяжении урока он непрерывно подает ученикам два вида сигналов:
1) вот так можно, так делаю я и так я позволяю делать в нашем классе. Например, говорю с вами только уважительно, даю право на ошибку, признаю возможность разных точек зрения по тем вопросам, которые не являются научным фактом.
2) вот так недопустимо, я так не поступаю с вами, и в нашем коллективе такого не будет. Например, я не насмехаюсь, не шучу неудачно над учениками, не говорю, что есть только одно правильное мнение, что я не ошибаюсь.

4. «Сейчас детям ничего не надо, они ничего не хотят»
Бесспорно, такие дети есть и это печально. Но следует понимать, что их мотивация угасла, по большей части, по вине значимых взрослых (родителей, кого-то из учителей). С ней мы рождаемся. Быть может, вы – единственный шанс показать, что взрослые бывают и другими, а учиться может быть классно?

5. «У меня дисциплина такая, что муха пролетит – слышно»
А вы уверены, что при этом их мозг учится, а мышление работает? Люди способны сидеть затаив дыхание и молча внимая только в одном случае – когда видят гениальный фильм или картину. Но урок – не фильм и не картина. И, тем более, – не кладбище с гробовой тишиной. Дети, сидящие ровно по струнке, молчащие и говорящие только по команде – это точно не причина для гордости.
 

Фото: Unsplash


Назад